гигиена убийцы
чистота - залог здоровья
Чувствую, что такими темпами мой дневник скоро загнётся, и дабы это не произошло, закину в книжную копилку несколько кратеньких отзывов о недавно прочитанном.




Продолжаю читать человека-оркестра Юкио Мисиму, отвлекаясь и разбавляя его уже упомянутой госпожой Нотомб и наконец одолев все её романы (да-да, все без исключения). На данный момент Мисима прочно занял позицию писателя «номер один» в моем личном списке предпочтений, даже сместив с пьедестала первенства мною безумно любимого ещё со школьной скамьи Фёдора Михайловича.

«Почему вид обнаженных человеческих внутренностей считается таким уж ужасным? Почему, увидев изнанку нашего тела, мы в ужасе закрываем глаза?.. Чем это так отвратительно внутреннее наше устройство? Разве не одной оно природы с глянцевой юной кожей?.. Что же бесчеловечного в уподоблении нашего тела розе, которая одинаково прекрасна как снаружи, так и изнутри? Представляете, если бы люди могли вывернуть свои души и тела наизнанку – грациозно, словно переворачивая лепесток розы, – и подставить их сиянию солнца и дыханию майского ветерка…»
Юкио Мисима. «Золотой Храм».

Пожалуй, эта цитата как нельзя лучше описывает творчество писателя. Своими же словами и мыслями Мисима показывает читателю, на что же он пытается открыть нам глаза в своих книгах. На человеческое нутро, на самое потаённое и отталкивающее – на нашу сущность. Мисима выворачивает своих героев наизнанку, препарирует их души, выставляя напоказ самые мерзкие человеческие стороны, и делает он это без малейшего стеснения или стыда. Вот они, его герои. Какие уж есть…

«Жажда любви»



История женщины, которой катастрофически не везло в любви: сначала измены мужа и затем его смерть, порочная связь с дряхлым стариком-отцом её мужа, внезапно вспыхнувшая страсть к молодому красивому садовнику, которая, впрочем, была односторонней; и как результат – неудовлетворенность моральная и физическая, ревность, зависть, похоть, обида, жажда отмщения – все пороки человеческие, рвущиеся наружу и толкающие истерзанную муками женщину на нелогичные, отчаянные поступки. Казалось бы, читателю следует пожалеть бедную женщину, но жалость лишь зародившись, сразу же испаряется под натиском безобразной личины, которую постепенно обнажает нам главная героиня по ходу повествования. Давно я не встречала настолько мастерски детально прописанного и вместе с тем совершенно отвратительного персонажа в книге. Да, именно отвращение вызывает главная героиня – настолько она упивается своим горем, занимается бесконечным самобичеванием, раздувает даже самую мелочную ситуацию до «вселенских масштабов» – истерическая личность, одержимая, зацикленная на себе и своём мазохизме. Начало показалось немного затянутым, очень много воспоминаний, описаний, ощущений, но конец шокирует не только своей сумасшедшей динамикой, но и дикостью поступка главной героини. Никого она на самом деле не любила, ей просто нужно было внимание, чтобы всё и все крутились вокруг неё, и, не получив желанного, дело разрешается трагедией.

«Моряк, которого разлюбило море»



На мой скромный взгляд, лучшая книга Мисимы. Однажды прочитав, вы уже не сможете её позабыть. Она въедается в мозг если не навечно, то очень и очень надолго, будоража сознание, напоминая, какими изощрённо жестокими могут быть люди… и дети… История одной семьи – одинокой вдовы и её сына-подростка. После смерти мужа героиня наконец встречает новую любовь – сильного, доброго, такого простого и понятного мужчину – моряка. И мама счастлива, и сын, вроде бы, настроен весьма положительно к её новому спутнику, восхищаясь тем, что он моряк, бесстрашно бороздящий просторы океана, путешественник в дальние сказочные страны за горизонтом, – вот оно, счастье, и новоиспечённая ячейка общества уже вот-вот готова, но не всё так просто с этими людьми, с их душами и мыслями… Вернее – всё крайне запутанно. Души мутны, мысли черны, желания развратны. Послушный с виду сынок исподтишка подглядывает за матерью через щёлку в стене; бравый моряк сам толком не знает, что же он так отчаянно ищет в этой жизни – потерянный человек, в погоне за призрачной мечтой; а мать-одиночка не в силах даже понять, какое зло зреет в душе и её родного сына. Перспектива скорой свадьбы пугает и злит подростка-максималиста, ведь моряк больше не будет моряком – он станет его отцом, всегда будет на суше: следить, воспитывать, поучать, но кому это нужно? Ведь он и сам всё прекрасно знает, и не нужны ему ни учителя, ни родители, и весь мир должен прогнуться под него, потому что мир ничтожен, мир – это мусор, грязь, и потому дети – вот кто умнее и главнее всех на свете, вот кто должен унижать и властвовать. Связавшись с шайкой таких же как наш юный герой максималистов, в чьих сердцах прорастают цветы зла, пьянея от собственной безнаказанности, неуязвимости, вседозволенности, твёрдо веря в собственную правоту и превосходство, они принимаются берутся за животных – тренируются, набивают руку, а затем и за людей… Нет, здесь даже не Голдиновские «повелители мух» – гораздо страшнее и безобразнее эти маленькие монстры. Не бывать браку и появлению нового отца, не быть женщине счастливой. Её моряк просто ушёл и больше не вернулся, а она даже не знает, куда и почему он оставил её… А рядом с ней, совсем под боком, растёт зло под маской её собственного сына…

«Исповедь маски»



Автобиографичный роман. В нём Мисима рассказывает о том, как он стал тем, кем являлся – человеком, одержимым и завороженным смертью, безудержным фантазёром, мечтающем о кровавых зверствах над прекрасными юношами, которые приводили его в сексуальное возбуждение, содомитом и фетишистом. Написано настолько ярко и детально, что я даже невольно ощутила себя в шкуре Мисимы. Словно это я была японским подростком военного времени, со склонностью к эпатажу и любви к мужчинам. Узнала для себя много нового о природе гомосексуализма. Кстати, здесь Мисима часто ссылается на работы Маркиза де Сада. Сделаю себе зарубку на память – его тоже надо будет почитать.

@темы: литература, Япония, Юкио Мисима